
Военнослужащий М. был осуждён за совершение преступления, предусмотренного статьёй 159 УК РФ. Эта статья даёт солидный приварок в общей статистике таких важных преступлений, как коррупционные. Поэтому в последние годы таких дел возбуждается всё больше. Офицер собрал какие-то несчастные 10 000 рублей для централизованной закупки предметов первой необходимости (как говорят в армии – на мыльно-рыльные принадлежности) – и вот уже на горизонте замаячила статья.
В виде наказания М. был назначен штраф. Штраф был оплачен через несколько дней.
Офицер занимает весьма высокую должность, в целом по службе характеризовался положительно, и продолжал службу почти год. Но вот в часть приехала комиссия, и выяснилось, что офицер, имеющий непогашенную судимость, до сих пор не уволен.
Здесь необходимо оговориться, что уволить военнослужащего, которому в виде уголовного наказания назначен штраф, это право, а не обязанность командира. И если офицер действительно приносит пользу на своей должности, то у командира зачастую нет никакого желания увольнять.
Но тут вступает в силу некая предубеждённость вышестоящего командования именно об обязанности уволить такого офицера.
И вот машина увольнения заработала на полную силу: Аттестационная комиссия, сделав акцент именно на судимости, вынесла решение о целесообразности увольнения. Командир части вынужденно направил представление на увольнение.
Однако бюрократическая машина проворачивается туго, и получилось почти невероятное: приказ об увольнении был издан на следующий день после погашения судимости.
Мы свою позицию в гарнизонном военном суде обосновали следующим:
Весь комплекс мероприятия по проведению аттестационной комиссии был проведён с грубыми нарушениями порядка проведения, установленного Приказом МО РФ № 444. Заседание комиссии было назначено на 10 часов утра, а состоялась, судя по документам, позже 16.00, когда аттестуемый уже убыл домой на ужин (в предпраздничный день, накануне общеполковой вечерней поверке).
Согласно пункта 2.2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», предусмотрено, что
Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости.
Также мы указали на исключительно положительные характеристики, наличие 14 поощрений только за период с 2015 года, и лишь одно неснятое взыскание. Было ещё одно не снятое взыскание, но оно было не снято по вине командования части, и суд это учёл. Это весьма важно, ведь при наличии двух не снятых взысканий, военнослужащего тоже можно уволить в связи с неисполнением им условий контракта, даже без привязки к прошлой судимости.
Примечательно, что военный прокурор дал отрицательное заключение и предложил суду оставить административный иск без удовлетворения.
Тем не менее, гарнизонный военный суд учёл наши доводы и вынес решение об отмене приказа об увольнении М. в связи с несоблюдением условий контракта.
Вообще, судебное заседание по данному делу продолжалось почти целый день. Заранее были подготовлены вопросы как к участникам процесса, так и к свидетелям. Основной свидетель – руководитель кадрового органа, лично отвечающий за законность подготовки всей документации, в том числе и для проведения аттестационной комиссии, был явно заинтересованным в тех показаниях, которые бы создавали его мнимое благополучие по службе.
Это не удалось. Мы просили суд сопоставить показания свидетеля с другими, явно противоречащими доказательствами, собранными по делу, и отнестись к показаниям свидетеля критически. Так оно и получилось.